Знакомство с Онегой за неделю

Фото — Марина Кирякина

В 2018 году мне выпала возможность пройти по Онеге шкипером на яхте “Гея” и познакомиться с озером поближе. Я много раз проезжал Онежское озеро на машине, несколько раз ночевал на его берегах, дважды переходил из Петрозаводска в Вытегру в составе экипажей, но задержаться подольше мне не удавалось.

Сразу скажу: сожалеть мне не пришлось и отдыхом я остался доволен. Я осуществил свою давнюю мечту, провести отпуск на озере. Даже сейчас, когда после похода прошло много времени, я с восхищением вспоминаю онежские пейзажи и удивительно теплые вечерние беседы со Светой и Димой — моими матросами. Сложно словами передать красоту момента, когда небо и вода сливаются и острова словно парят в воздухе.

Мы начали прорабатывать небольшой маршрут на 5 дней весной. При планировании мы сразу же отсекли несколько мест, куда долго идти из Петрозаводска, и оставили для исследования Кондопожскую губу и залив Большое Онего. Все хорошие стоянки там находились недалеко друг от друга —можно дойти за световой день, и обещали быть живописными и хорошо закрытыми от ветра в случае непогоды.

В итоге нарисовался маршрут: Петрозаводск — о. Суйсари —  Уницкая губа —  о. Кижи —  Шардонские о-ва — Петрозаводск. Ниже немного подробнее о каждом переходе и стоянках.

Петрозаводск — о. Суйсари, губа Глубокая

Стоянка в губе острова Суйсари приглянулась нам, потому что была ближайшей закрытой почти от любого ветра стоянкой к Петрозаводску. В довесок, согласно карте, стоянка обещала быть живописной.

От Петрозаводска до стоянки на острове существует два варианта перехода: через большую воду или через Ивановские острова по Никольскому створу. Второй вариант экономит около часа — полутора, потому и решили идти там.

Между островами много проливов, но большинство из них очень очень мелкие. Нужно идти по створам. Первый створ — Никольский. Его просто найти, в отличие остальных. Здесь нам пришлось очень внимательно вести прокладку по карте, не выпуская GPS из рук. Глубины за фарватером очень мелкие. Далее все немного проще: становится шире, из опасностей — луда Кудельная по левому борту.

Остров Суйсари можно огибать как с востока, со стороны Шардон, так и с запада — со стороны материка. Местные ходят и проливом между островом и берегом, хотя говорят, что там много сетей и на парусах идти почти невозможно.

Мы выбрали первый вариант — там путь прямее и шире, да и сетей нет.

Между островом Суйсари и Шардонскими островами мы проходили уже в сумерках, это было очень красиво: по правому борту много маленьких островов, будто парящих в воздухе — в сумерках граница между водой и воздухом сильно размывается, а по левому — большая земля.

Чтобы зайти в губу Глубокую, мы обогнули северный край острова Суйсари по большой дуге. Дабы не рисковать, сначала вышли на створ Геобуйский (днем его хорошо видно), и как только остров внутри губы показался на траверзе, взяли правее.

В губе есть несколько стоянок. Первая — слева после входа на якоре под берегом. Мы видели там несколько яхт. Вторая — глубже в губе в закрытой бухте за островком, её мы и выбрали.

Заходить в бухту нужно держась правого берега. Глубина между островом и берегом — до 3 метров. Бухта хорошо закрыта от ветра, глубина по центру около 6 метров. Носом ткнутся в берег не вышло, потому просто встали на 2 якоря и наслаждались видом.

Остров Суйсари — Уницкая губа, заливы между берегом и северо-западным окончанием острова Миж

На следующий день мы направились в Уницкую губу. Стоянка тампривлекала нас своей необычностью. По отзывам, она отдаленно напоминает норвежские фьорды.

Выходили, как и зашли: сначала до оси Геобуйского створа, а потом уже, следя за курсом и посматривая на створ за кормой — к узкому проходу между мелями на южном окончании полуострова Чаж и рифом Березовец. Обстановка стояла и совпадала с картой, вехи и буи были на месте, хотя в темноте они, конечно, не “горели”. А еще у рифа и около островов много рыбаков, поэтому важно не перепутать рыбака и буй — издали они очень похожи.

Пройдя все мелкие места, мы взяли курс на широкий проход между островом Сярь и Сосновскими банками. На этом переходе берега немного теряются из виду и создается ощущение большой воды, хоть и ненадолго.

Банки не обставлены — нет ни одной вехи. Миновав северный край банок, взяли курс на ось входного створа Уницкой губы. После выхода на створ шли крайне аккуратно, в заходящем солнце не было видно второго щита. В Уницкой губе со створами дела обстоят плохо: какие-то не видно на фоне деревьев, какие-то заросли — рассчитывать на них не получится.

В Уницкой губе в нескольких местах фарватер подходит близко к берегу, сосны на скалах освещенные закатным солнцем выглядят очень красиво, хотя я бы рекомендовал входить в губу днем — будут лучше видны створы.

Есть несколько мест для стоянки в Уницкой губе. Первое — в губе Вегроукса, сказать о стоянках там мне нечего, кроме того, что согласно карте они там возможны. Второе — два небольших залива, находящиеся у пролива между северным краем острова Миж и материком. Третье — в глубине уницкой губы за островами Сокольими, напротив висячих озер.

Мы выбрали вторую стоянку. Чтобы попасть к заливам, взяли курс на пролив у северного окончания луды Большая Мурашиха. Встали в северный залив носом к берегу — сделать это можно в нескольких местах. Берег там резко уходит в воду, но стоит обращать внимание на поваленные деревья, благодаря чистой прозрачной воде, их очень хорошо видно. Якорь лег не с первого раза, но всю ночь держал хорошо.

Стоянка полностью оправдала наши ожидания. С одной стороны высокий берег с соснами, с другой — отвесная скала. Если подняться по берегу то очень хорошо видна почти вся Уницкая губа. Зрелище завораживающее — множество каменистых островов с соснами и ровная вода создают невероятный лабиринт который выглядит по своему красивое в каждое время суток.

Уницкая губа — остров Кижи

Остров Кижи привлекал нас шхерами на подходе и музеем на острове. В этом музее я был в детстве,больше 10 лет назад, поэтому было очень интересно узнать, что изменилось за это время. Диме и Свете предстояло там побывать впервые.

Переход до острова Кижи наиболее простой. Выход из Уницкой губы происходит в порядке обратном заходу. Если повезет с ветром, до маяка на острове Гарницкий удастся дойти одним «трамвайным» галсом.Нам повезло — шли под одним стакселем со скоростью 5,5 узлов, рассматривая землю по левому борту.Дальше — по речной обстановке.

К острову Кижи регулярно ходят кометы и круизные пароходы из Петрозаводска, поэтому здесь за обстановкой следят. Все створы в хорошем состоянии и видны ночью. Судовой ход узкий, поэтому рацию нужно держать наготове — корабли предупреждают, когда подходят к узостям.

Мы решили ночевать у деревни Лонгасы. За годы она разрослась и уже намного больше, чем на нашей старой карте. Деревня уходит вглубь почти до конца залива. На берегу есть кусочки дикого леса. Около одного из таких участков мы и встали на два якоря.

Это была первая стоянка близкая к населенному пункту, но ни вечером, ни утром нас не беспокоили. Ничего примечательного в этой стоянке не было. Живописный пейзаж вокруг напомнил походы по Волге.

Кижи

Фото — Кижи. Автор — Роман Михеев

Про музей

На следующее утро мы отправились смотреть музей на острове Кижи. Если идти со стороны Петрозаводска, то перед причалом для комет и пароходов есть понтонный — для маломеров. Туда нас отправил диспетчер пассажирского причала (связались с ним по рации на 5 канале). Яхту у причала сильно раскачивало проходящими кометами, поэтому я остался на лодке, пока экипаж гулял по острову.

Кижи — удивительное место, где собраны памятники деревянного зодчества разных эпох регулярно реставрируются и поддерживаются в достойном состоянии. В наш визит на реставрации была церкви Преображения Господня — визитная карточка острова. Одной из причин посетить музей может быть то, что памятников деревянного зодчества в России становится все меньше и меньше, многие разрушаются без должного внимания. Вскоре после похода меня потрясло известие о том, что сгорела Успенская церковь в Кондопоге, являвшаяся объектом культурного наследия и образцом деревянного зодчества, простоявшим с 1774 года.

Кроме простой прогулки по острову, рекомендую посетить экскурсию. Она не дорогая, но очень емкая, длится около двух часов. Также в музее организованы живые экспозиции — местные жители в костюмах “под старину” разыгрывают сценки, занимаются ремеслами и изготавливают предметы быта. Дима и Света взяли экскурсию и вернулись очень довольными.

В общем, посещение острова оставило нам приятные воспоминания, желая засветло прибыть на следующую стоянку мы по рации попрощались с причалом и пошли дальше.

Перед отходом рекомендую ознакомиться с расписанием комет. Лучше немного подождать, пока они отойдут, чтобы ни с кем не расходиться в шхерах.

Как мы не пошли на Шардоны

Изначально мы планировали переход остров Кижи — Шардонские острова, но после выхода из шхер, у маяка на острове Гарницкий, из-за ветра и волны стало понятно, что лучше пойти на Суйсари. Ветер был вдоль Шардон, где слабый грунт, а значит неспокойная стоянка.

Прямо от маяка взяли курс на проход между рифом Сосновец и мелями на окончании полуострова Чаж. На Суйсари заходили так же, как и в первый день. Встать пришлось на ту же стоянку — остальные при входе были заняты другими лодками.

Про обратный путь и переменчивость погоды

На следующий день солнечная погода, сопровождавшая нас весь поход, сменилась порывистым ветром с дождем. Стало понятно, что пора брать курс обратно, в Петрозаводск — да и отпуск подходил к концу.

Мы планировали пройти в город вокруг острова Ивановский по большой воде. При подходе к Ивановскому ветер стал крепок, усилилось волнение. Решили идти опять по створам между островами — они должны были закрыть нас от ветра и волны, тем самым сберечь лодку и нервы.

Фото — Двойная радуга на Онежском озере. Автор — Марина Кирякина.

Педайский створ был плохо виден. Тем не менее, как только мы свернули с него на следующий створ, в сторону полуострова Бараний, и оказались между островами, ветер поутих, а волна сильно угасла. Каково же было наше удивление, когда оказавшись в Петрозаводском заливе, мы не обнаружили ни ветра, ни волны, ни дождя. Оттуда уже прямым курсом мы пошли в яхт-клуб.

Особенности хождения по Онеге

Хотелось бы отдельно упомянуть некоторые особенности хождения по Онежскому озеру. Во-первых, обстановки на Онеге очень мало. Сложно рассчитывать на то, что створ хотя бы окажется на месте, “гореть” не будет почти 100%. Большинство вех, ограждающих опасности отсутствуют, как у Сосновских банок при подходе к Уницкой губе, приближаться к мелям стоит крайне аккуратно.

Во-вторых, стоит учитывать переменчивость онежской погоды. Здесь несколько раз за день порывистый ветер с дождем может меняться на ровный ветер и солнце, как это у нас было на последнем переходе.

Отдельно хочу написать про Петрозаводский яхт клуб, он же КЛВТ. Когда перед отходом мы приехали в яхт-клуб у нас было много вопросов, связанных с маршрутом, стоянками и переходами. На эти вопросы старожилы дали развернутые ответы, к нашим беспокойствам отнеслись внимательно и дружелюбно. Соседи подсказали заходы на стоянки, рассказали про обстановку. В яхт-клубе царит очень теплая атмосфера, если кто-то видит подходящую к причалу лодку, ей укажут где лучше встать, примут швартовы. Мы были рады такому положению дел и очень благодарны нашим соседям.

В заключении

Как я уже писал, этот поход был реализацией моей давней мечты — провести время именно на Онеге. Сожалеть об этом мне не пришлось. Я рад был проделать весь этот путь в компании Димы и Светы, им отдельная благодарность за приятную компанию и хорошо проведенное время. Мы  наслаждались закатами и рассветами, стоянками, доступными только с воды, любовались северной природой.

Прошло достаточно времени, чтобы взвесив все эмоции после похода можно было сказать, что наше небольшое путешествие по Онежскому озеру удалось.