Как мы в Маэксу ходили

Идея сходить в Маэксу появилась давно: там живет дальний мой родственник, зовут его Александр. В далеком 2001 мы были  у него в гостях. Тогда на территории местной судоремонтной базы села он строил океанскую яхту с парусным вооружением китайской джонки.

В 2016 году Белое озеро было апогеем нашего путешествия, и мы решили заглянуть в Маэксу, чтобы немного разнообразить поход, а заодно пообщаться c Александром, познакомиться в более сознательном возрасте. Так мы предварительно договорились, что зайдем в гости.

Созвонился с Александром после погрузки в Череповце, сказал, что прибудем через 3 дня (стоянок от Череповца до Белого озера мало, расстояние понятное, если погода позволяет, идти как раз 3 дня), спросил сможем ли пройти к ним по каналу вокруг Белого. В ответ узнал, что в деревне стоят крейсерские яхты, а значит глубина достаточная — пройти сможем.

Спустя оговоренные 3 дня перед выходом в Белое озеро позвонил Александру еще раз, напомнить о себе. Он сказал, чтобы позвонили из Белозерска, он выйдет на встречу по каналу.

После выхода в озеро происходили вещи которые меня весьма удивили и заставили немного поволноваться.

Традиционно, на выходе в озеро, вызвали порт Белозерск, запросили разрешение на выход в озеро, сообщили кто мы, откуда и куда идем. На выход в озеро дали добро. На вопрос можно ли пройти в Маэксу по каналу с нашей осадкой в 1.6 метра ответили, что вряд ли — мелко.

Вышли в Белое, поставили паруса и “трамвайным” галсом двинулись в сторону Белозерска. Я еще раз позвонил Александру. Сказал, что порт сомневается в том, что мы пройдем с нашей осадкой. Еще раз услышал, что в Маэксе стоят яхты, посоветовал не переживать.

Через час он перезвонил. Сказал, что связался со своим знакомым, который по началу навигации участвовал в обмере канала и сообщил, что гарантированная глубина до Маэксы 2,5 метра.

На заходе в Белозерск я вызвал диспетчера, еще раз задал вопрос про Маэксу. Тот ответил, что пустить не может. Тогда попросился к причалу, аргументировав, что нам надо залить топлива. Пустили.

От волнолома снова вызвал диспетчера — попросил развести для нас понтонный мост. Прошли и тихо встали к причалу.

Поставили нас к пассажирскому причалу Белозерска — единственное место, где можно зашвартоваться в самом городе. Залили имеющееся в канистре топливо, съездили еще за канистрой про запас.

Отходить в Маэксу просто так от причала я опасался — плохо выйдет. Диспетчер добро не дал, а если пойдем без разрешения, то можем сильно испортить отношения лодки и Волго-балтийского канала.

Обдумав ситуацию, я снова сошел на берег и отправился разыскивать диспетчерскую. Искал не долго. Это небольшое зеленое здание с вышкой связи. Диспетчер сидит на втором этаже. Постучался, еще раз задал свой вопрос про Маэксу, объяснил ситуацию, попросил пропустить, ссылаясь на то, что мне было известно от Александра.

Диспетчер ответил, что так как у них по каналу информация что около погрузочной базы 1,5 метра, то дать добро в эфире он не может. Если мы в себе уверены и у нас есть информация по глубине, то можем идти на свой страх и риск — канал за наши действия ответственности не несет, заявлений никаких в эфир не требуется.

Я вернулся на борт, еще раз связался с Александром, сообщил что мы в Белозерске и идем. Он в свою очередь обещал встретить нас на полпути.

Я аккуратно отвел лодку от причала и мы пошли. Сначала глубины были около 3.0 – 3,2 метра. Ближе к Маэксе, у той самой погрузочной базы, глубина стала уменьшаться. Я сбросил без того малые хода до маневровых. Глубина изменилась до 2,5 но не понижалась. В этот момент мы увидели Александра. Его лодку мы взяли на буксир, а сам он поднялся на борт.

Про стоянку сообщил, что можно встать к рыбацкой базе, хотя там неудобно чалиться или к причалу, и может не позволить глубина. Спустя полчаса после встречи, мы дошли до пересечения русла реки Маэкса и обводного канала (от Белозерска до Маэксы примерно 4км). Здесь нам и предстояло встать на якорь.

Когда подошли поближе я увидел, что у причала растет трава и кувшинки, а значит там мелко. Решил вставать к рыбакам. Базой назвать это было сложно: осыпающаяся бетонная стенка, с проступающей арматурой и один катерок.

При таком раскладе прижиматься к стенке бортом у меня желания не возникло. По рекомендации Александра заложили якорь с том-буем в сторону канала, а носом подтянулись стенке, закрепившись за трубу, торчащую из стены, за кормой впереди стоящей лодочки. Встали отлично, на всякий случай развесили кранцы вдоль борта, обращенного к стенке. Пока команда собиралась в гости на берег, я еще раз проверил все: якорь держал, на стену нас не валило.

маэкса

Схема захода и стоянки в Маэксе

Погостили вечер, посмотрели лодку, которую строит Александр. За основу он взял проект рыбацкой лодки Dory swampscott, немного увеличил в размерах, обшивал бакелитовой фанерой. Тогда лодка была почти готова, оставалось только проклеить днище и довести мелкие детали. Александр говорил, что через месяц она выйдет на воду. О некоторых его предыдущих походах можно прочитать здесь.

Отходили утром, так же аккуратно, канал мы прошли спокойно, на этот раз уже увереннее. Это заняло примерно 1,5 часа. Когда запросили развод понтонного моста, диспетчер поинтересовалась, откуда мы идем? Ответил, что из Маэксы. На вопрос что мы там делали, сказал, что были в гостях. Судя по голосу, диспетчер была удивлена. Полагаю, что местные крейсеристы связываются напрямую с оператором моста, и выходят в озеро без запроса разрешения. Нам так нельзя — мы гости, для нас есть правила.
две

Виды Маэксы, фото Анастасии Александровой

Маэкса оставила приятное впечатление, ощущение старины и былинности. Очень живописный узкий канал с замшелыми камнями и домами у воды. Дивные пейзажи. Был поражен увидев, что человек в свои 60 с небольшим строит не первую и не последнюю свою лодку. Было крайне приятно познакомиться с Анастасией — художницей, которая гостила у Александра, и Натальей — его женой. Я был очень удивлен столь радушному приему: нас обогрели и накормили, хотя меня тут едва помнили, а ребята были просто со мной. Также теперь у нас есть картина на которой изображена наша лодка в канале, её нам отдала Настя перед тем как мы отошли в обратный путь в сторону Москвы.