Череповец – Маэкса – Череповец – Шепелево 2016. Опыт первого капитанства

04.10.2016 Гея, Опыт

Мы все стажёры на службе у будущего…
Мы стажируемся всю жизнь, каждый по-своему.
А когда мы умираем, потомки оценивают
нашу работу и выдают диплом
на вечное существование.

/А. и Б. Стругацкие. “Стажеры”

В этом году я впервые вышел на лодке капитаном в девятидневный переход Череповец – Маэкса – Череповец – Шепелево. За это время я впервые ощутил ответственность за лодку и экипаж, понял что такое руководить. Мы с экипажем прошли большую школу, из которой каждый вынес свой уникальный опыт.

Преодолев первый квест – путь из Москвы до лодки, забив трюмы едой, водой и топливом, мы ринулись в путь навстречу 7му шлюзу. Поскольку стоянок перед ним нет, мы очень торопились, чтобы  успеть засветло на шлюзование. Расправив паруса, с попутным ветром мы мчались в наш первый день.

Вторым приключением на пути в Маэксу стала постановка на два якоря в реке Чернуха. Там впервые я ощутил, что такое быть капитаном, когда последняя инстанция это я, когда любая ошибка – это я не объяснил, не предвидел и т.д. В тот вечер в Чернухе мне очень помог экипаж: несмотря на малую квалификацию и отсутствие опыта, ребята выполняли все команды четко и быстро настолько насколько это было возможно. В итоге моя первая постановка на якоря в сумме заняла часа полтора. За это время мы пару раз перезаложили якорь, я скурил пачку сигарет, а экипаж осознал что не все так просто, как казалось в Москве.

Утром отправились дальше: в этот день предстоял Сизьминский разлив, где в прошлом году мне не понравилось. Прошли его быстро — долго удивлялся, чего я так много о нем думал… Не смотря на довольно редкие знаки обстановки было спокойно, начал больше ставить на штурвал команду. Ночевали недалеко от деревни Горицы, в небольшом заливе рядом с судовым ходом. Купались и резвились.

Дальше до Маэксы все было довольно просто: ввиду отсутствия ветра и присутствия большого количества узостей, мы шли под мотором. После отхода от Гориц встретили лодку на мели. Села она так хорошо, что помочь мы не смогли, сколько ни пытались. Тянули за топ грот мачты, но так и не сдвинули их с места — хорошо они сели! После полутора часов неудачных попыток помочь, мы двинулись дальше.

На выходе в Белое озеро, как и положено, по рации “отбились” дежурному диспетчеру, что входим в озеро и идем в Белозерск. Пересекали Белое озеро под стакселем одним “трамвайным” галсом. Самое веселое, что створ Белозерска хорошо был виден издали, но едва мы подошли к входным буям, он спрятался от наших взоров в деревьях. В Белозерске остановились у пассажирского причала, недолго прогулялись по городу, пополнили провиант: восстановили запасы топлива. Причал этот я помню еще с прошлого года: спокойное тихое место, по-домашнему уютное, вокруг много маленьких суденышек, весьма узкий канал по краям которого над водой нависают деревья, низкие домики на набережной и вдоль всего канала… Северная романтика, которая еще давно запала мне в душу буквально с первых поездок в Карелию и на Кольский, снова предстала перед моим взором во всей красе.

Далее шли по каналу, было очень тихо. Даже на малых ходах я немного нервничал, несмотря на то, что гарантированные 2,5 метра были везде. На подходе к Маэксе нас на лодке встретил Александр —человек к которому мы шли в гости. Погостив вечер, посмотрев на тихую жизнь и романтику прибрежной деревеньки (об этом расскажу отдельно) легли на обратный курс.

Возвращаться было грустно, зато теперь почти весь путь “штурвалил” экипаж, а я только показывал знаки и давал указания при расхождениях. Ребята прекрасно справлялись со своими задачами, на лодке всегда была чистота и порядок. А благодаря тому, что Ира написала раскладку еды, мы не голодали, всегда были перекусы, полноценные завтраки и ужины.

На обратном пути от Сизьмы до стоянки в Чернухе шли под парусами – непередаваемые ощущения, в тишине скользить по водной глади, и ускоряясь на порывах, слушать, как под штевнем журчит вода.

Постановка на 2 якоря на этот раз заняла 15 минут (Экипаж набирал опыт с пугающей скоростью). Вечером Степа с Сашей надули тузик (единственная связь с берегом на якорной стоянке) и отправились на берег — отдыхать и купаться. Я же остался на лодке — обслуживать двигатель (заменить масло и масляный фильтр). В тишине и без спешки, с Ириной помощью я управился минут за 20.

На пути до Череповца трудностей не было: на шлюзование в Шексне взяли быстро, не испугал и дождик, который то отставал, то догонял. Прогноз погоды на Рыбинкое водохранилище был спокойный, потому я особенно не волновался, хотя местами и беспокоился – переход Рыбинки дело длинное, проходится “в один присест” (укрытий нет), поэтому я внимательно изучал вахтенные журналы предыдущих экипажей.

Но как водится, не все идет так, как нам хочется: после того, как вечером мы заправились топливом и запаслись мясом для торжественных вечерних шашлыков, поспав немного, мы вышли в 3 утра в предрассветные сумерки Череповца, чтобы засветло быть в Шепелево. Природа полна сюрпризов: на развилке судового хода, на входе в Рыбинку нас накрыл такой туман, что в радиусе 1-2 корпусов все тонуло в “молоке”. Большие суда узнавали, у кого какая видимость, и один за другим отбивались в эфире, что встают на якоря. В итоге примерно 2 часа мы крутились около бакена номер 198. Тут сыграл другой приятный фактор – экипаж мне попался с юмором, все это время мы шутили, и подбадривали друг друга, хотя я, как никто другой понимал, что засветло мы не успеваем и морально готовился к тому, что ждет нас впереди.

Мы спокойно пересекли широкую часть Рыбинки и к сумеркам подошли к Мологскому треугольнику. Радовала новая карта. Несмотря на плохую видимость и редкие буи, ребята уже спокойно читали обстановку, чем несказанно помогали моим уставшим глазам. Саму Мологу шли медленно – створ сливался с вышкой связи, приходилось постоянно следить за глубиной. Как только миновали треугольник, стемнело. Я сразу вспомнил все, что когда-то учил об огнях и знаках (а еще то что мне рекомендовали воздержаться от ночной швартовки в Шепелево). Расходясь то со встречными баржами, то с попутными судами, мы добрались до входа в убежище. Дальше была вторая нервная швартовка: в кромешной тьме мы аккуратно вползали в Шепелевский ручей, я не отрывал взгляд от лота, ребята держали наготове отпорники. Ночью стояка выглядела совсем иной, чем днем.

В итоге, с 3й попытки кинули якорь, и ошвартовались к знакомому причалу.
Поскольку встали близко к мели, якорь я решил перезаложить. Экипажем был выполнен маневр высшей категории – закладка денфора с тузика и снятие брюса. Ребята справились на отлично, не роптали (даже шутили).

На этом путешествие фактически кончилось, мы прибирали лодку, готовили шашлыки, купались, играли в карты  и ждали сменный экипаж. Предстояла дорога домой, но это уже другая история.